Пираты, это  только экономика

на страницах сайта 

www.electrosad.ru

Статья написана в начале 2006 года.
Прошло 3 года, но изменилось ли что-то в проблеме пиратства?

Чуть не посадили несколько учителей (следуя нашему старому - принципу награждение непричастных, наказание невиновных), успешно загнали в подполье продавцов не лицензионного софта, в угоду Microsoft приняли законы, охраняющие их собственность. Именно их, поскольку мало кто из производителей ПО может себе позволить, организовать и оплатить подобную компанию.
Сразу скажу, все описанное здесь не относится к больным людям, которые не могут не стащить все что плохо лежит или богатым любителям острых ощущений.

Но вернемся к проблеме, как ее вижу я.

Не первый раз пытаюсь разобрать проблемы, приводящие к заполнению рынка не лицензионной продукцией, и каждый раз скатываюсь на проблемы экономики. И, похоже, не без оснований.

К такой категории можно отнести следующие наши достижения - не имеющие ничего общего с их лейблами:

  • одежду, обувь;
  • продовольственные товары;
  • электротехнические изделия;
  • бытовая электроника;
  • компьютерные комплектующие как скрывающиеся за скромным «noname» или несущие на себе громкие имена;
  • музыкальные диски и литературные произведения;
  • программное обеспечение.

И совсем не важно где они произведены, в Московском подвале, на номерном заводе в провинции, ближнем зарубежье, одной из азиатских стран – все они имеют более низкую цену и по известным причинам, имеют качество ниже, чем у действительного производителя. Но они есть - продаются и покупаются.

 

Не буду рассматривать первые пять видов продукции, хотя ситуация с ними полностью аналогична и требует такого же внимания контролирующих органов.

 

Посмотрим что происходит с музыкальными и видео CD

Согласно известным экономическим законам цена продукта складывается из:

  • собственно затрат производителя на изготовление,
  • прибыли производителя и реализатора,
  • лицензионные выплаты,
  • налоговые отчисления,
  • затрат на реализацию.

И возникает вопрос, как получается что цена не лицензированного производства часто в 10 раз меньше аналогичного лицензионного товара?

Конечно можно сказать качество не лицензионной продукции ниже поэтому ниже затраты, но качество большинства таких дисков ничуть не хуже лицензионных.

Получается производство, и прибыль производителя, составляют 10-30% от конечной цены. Не слишком ли 90-70% цены для лицензионных отчислений и налогов?

Похоже, именно эти последние суммы и толкают покупателей на пользование такой продукцией.
 

Периодически вспыхивающая борьба с распространением не лицензионного CD, не смотря на ее энергичность, все равно оставляет ощущение «де жа вю».

Сотни лет развития и усовершенствования уголовного законодательства не ликвидировали уголовные преступления. Они в лучшем случае держат преступность в определенных рамках. И периодически при кризисных обострениях в состоянии экономики уровень уголовных преступлений подскакивает.

Поскольку, «пиратство» приравнивается к уголовным преступлениям, это позволяет нам сравнивать эти явления.

Как рост уголовных преступлений, так и распространенность пиратских CD связаны с уровнем жизни потребителей. (Платежеспособностью, которая в кризисные времена стремится к минимуму.) И никакие самые суровые законы полностью не ликвидируют эти явления, голодный украдет чтобы не умереть. Они минимизируются только при наличии законов и способного существовать на зарабатываемые средства населения.
 

Рассмотрим конкретно ситуацию с софтом

Поскольку покупательная способность населения в разных странах различна, соответственно должны быть различны и цены на софт в разных странах. Эти цены должны быть не мировыми, а соответствовать покупательной способности региона. Переводом мировых цен в региональные может служить не официальный курс валюты региона, а реальный курс определяемый по индексу покупательской корзины (или известному индексу «БигМака»).
 

Это было много раз – проводились компании, после окончания которой все было по-старому. И так происходит не только в России. Даже в таких «образцах» законопослушности как: США, Великобритания, Франция и Германия распространение не лицензионного софта составляет, по разным данным от 10 до 30%.

Так в чем же дело?

Не буду говорить о качестве софта, за это больше говорит цитата из лицензионного соглашения -

Корпорация Майкрософт не предоставляет никаких гарантий, как прямых, так и косвенных, поэтому риск от использования и результатов использования этого документа ложится на пользователя.

Хотя кому хочется платить деньги за сомнительные продукты, а это может подталкивать к использованию не лицензионного софта.

Не будем обсуждать и систему ценообразования в тех же странах, хотя в ней много непонятного (этому подтверждение миллиарды долларов прибыли). А завышенная цена оказывает существенное влияние на принятие решения.

Не будем обсуждать и активно внедряющуюся сейчас практику на, так называемую подписку, на программные продукты. Мой опыт в подписке самый плачевный. Результаты этой практики еще покажут себя, и большое влияние на них окажет низкое качество обслуживания.

 

Смею утверждать, монополисты ПО (и не только) проводящие недальновидную политику ценообразования сами порождают и стимулируют рынок не лицензионных продуктов. А то, что политика ценообразования, не соответствует "текущему моменту" подтверждает объем применяемого не лицензионного софта даже в странах с нормальной платежеспособностью населения.

Монополизм достиг такой степени, что монополист не хочет работать в открытую со своими филиалами в других странах.

 

Хотелось бы поговорить о продаже лицензионного софта в странах его потребителях

Например у нас в России.

Не знаю как другим, а мне хотелось бы пользоваться качественным софтом, который просто не замечаешь, и за такой софт можно было бы заплатить приемлемую сумму. Конечно понятие «приемлемая сумма» даже в России от столиц к региону может существенно отличаться.

 

Видится единственный выход, проверенный в других отраслях промышленности.

Продажа технологии (лицензии с исходными кодами) – локализаторам (независимым или филиалам в данных странах, регионах). Конечно на разумных условиях. А локализаторы выполнив работу по локализации продукта, под национальный рынок, покрывают затраты на это и получают свою долю прибыли.
 

Теперь немного экономики.

Правительства играют курсами своих валют, как в сторону завышения, так и в сторону занижения курсов. Это один из известных способов удержания на плаву своих не совсем работоспособных экономик за счет, как внешних плательщиков, так и внутренних.

Дешевый рубль, как известно, стимулирует производство внутри страны и блокирует импорт. А в случаях отсутствия, какого либо товара на рынке, оплата покупателями импорта этих товаров позволяет правительству иметь свободные деньги для поддержания диффективной экономики или избыточных затрат государства.

Это своего рода вторая, не официальная, пошлина на импортируемые товары.

 

Цитата.

[25/04/2003 Авторитетный американский журнал The Economist опубликовал ежегодный индекс "БигМака". Индекс отражает стоимость фирменного бутерброда ресторанов McDonald's в разных странах мира. Впервые этот индекс был составлен еще в 1986 году. С тех пор, его с успехом используют для сравнения относительной покупательной способности разных мировых валют.]

Понятно соотношения меняются, поэтому ознакомьтесь с последними данными!


Что касается России, расчеты дают совсем иной курс, реальный курс рубля занижен. Можно сказать – понятие «индекс «БигМака»» не отражает реального положения. Но есть другие способы определения реального курса, валюты не ввязываясь в политические игры правительств.

Один из таких способов – определение цены «покупательской корзины» в разных странах. Все эти приемы позволяют с той или иной степенью точности оценивать реальный курс валют. (хотя их и называют стыдливым словом - индекс) Не смотря на существенно разную покупательскую корзину для различных стран, поскольку состав покупательской корзины так же зависит от платежеспособности населения, она, позволяет оценить реальный курс местной валюты.

Но поскольку наша задача не назвать реальную цену рубля, а только показать его существенное отличие от официальной цены не будем глубоко погружаться в глубину политико-экономических игр правительства.

Наша задача показать, что официальный завышенный курс валюты стимулирует использование не лицензионного софта.

Но, похоже, это и не надо показывать, каждому ясно, что отдать 2-5 месячных зарплат за лицензионный софт для себя или своих детей вряд ли разумно. Таким «умникам» путь один, и, похоже, что следу по нему они вымерли.

Похоже цены считает неразумным и те 10-30% населения в странах, где за тот же продукт платится суммы, заработанные за несколько часов или рабочую смену.

 

Вы скажете это и так всем ясно.

Ну, что же вы предлагаете, в конце концов?

 

Для снижения уровня применения не лицензионного (не только) софта до уровней развитых стран нужно в корне пересматривать организацию работ в отрасли.

Как ее организовать?

Не надо ничего изобретать, все уже давно известно и применяется и с теми или иными уточнениями может быть применено.

На практике применяется продажа проектов, технических идей, производственных комплексов и технологий. Так что ничего выдумывать не надо.

 

Для примера рассмотрим вариант (схему).

Производитель «ПО» продает лицензию на право локализации или передает ее своему филиалу в регионе с оговоренными условиями по авторскому праву и установленным цене и периодическим отчислениям. Цена лицензии и отчисления должны обеспечить прибыльность дальнейшей работы над ПО.

Фирма локализатор, производит локализацию ПО в соответствии с требованиями рынка страны, и принимает на себя все обязанности по ведению на рынке локализованного ПО.

Локализатор устанавливает цену на локализованное ПО исходя из затрат, необходимой прибыли. Но главное условие вся цепочка цен, затрат, налогов должна быть такая, что бы конечная цена (соотношение цен) не превышала курсовое значение местной валюты определенное по покупательской корзине.

Другими словами за применение не лицензионного софта можно спросить только тогда когда потребитель в состоянии его купить.

 

Но почему же, «Microsoft» не думает об этом?

А только борется с не лицензионным ПО?

А потому что передавать, кому-либо коды своих программных продуктов они просто не могут.

И не по причине производственных секретов.

Сразу открывается содержимое пакета ОС, избыточность кодов (в том числе и скрытые шутки их программистов), скрытые «технологические» лазейки, да и просто огрехи. А кому хочется выставлять на всеобщее обозрение свое грязное белье.

А ссылки на запатентованные решения это просто попытка обосновать свое нежелание.

 

Любое запатентованное решение, конечно, если оно необходимо и востребовано через некоторое время становится известным широкому кругу специалистов и учитывается ими в их новых разработках.

Да и уже существует множество программ функциональных аналогов фирменных (MS) программ, разработчики которых не зная секретов MS создали не худшие продукты.

 

февраль 2009г.

Яндекс.Метрика

<<назад>> <<в начало>> <<на главную>>

Попасть прямо в разделы сайта можно здесь:

/Неизвестный процессор/Охлаждение ПК/Электроника для ПК/Linux/Проекты, идеи/Полезные советы/Разное/
/
Карта сайта/Скачать/Ссылки/Обои/Форум/Каталог/

При полном или частичном использовании материалов ссылка на "www.electrosad.ru" обязательна.
Ваши замечания, предложения, вопросы можно отправить автору через
гостевую книгу или
почтой.

Copyright © Sorokin A.D.

2002 - 2012